Широкий общественный протест, собравший  тысячи недовольных жителей Ольхонского района Иркутской области, вылился на улицы областного центра и поселка Еланцы. Люди выступают  против приговора судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области в составе судьи Феликса Шистеева, вынесенного 13 июня 2019г., которым был осужден Сергей Копылов к трем годам лишения свободы.

Пришедшая в семью Копыловых беда в виде возбуждения нескольких уголовных дел в 2016г., затяжного и утомительного следствия лишила народного мэра Ольхонского района сначала должности, а затем и собственной свободы.

 

Как это начиналось?

 

История уголовного дела началась со строительства автодороги «Баяндай-Еланцы-Хужир», к которой сам тогда ещё мэр Сергей Николаевич  Копылов отношения вообще не имел. 28 января 2016г. возбуждено следственным комитетом РФ уголовное дело по незаконной добыче гравия на 101 км километре Баяндай-Еланцы- Хужир. А если быть точнее, то тендер, проводимый правительством Иркутской области на строительство этой автодороги выиграло ООО «СПМК-7», которое было аффилировано в те годы к депутату Законодательного собрания Иркутской области Алексею Красноштанову. В процессе строительства работники ООО «СПМК-7» начали добывать песчанно-гравийную смесь на территории, как установило следствие, Прибайкальского национального парка, за землями которого следит ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». А мэру Копылову была вменена «дача устного согласия» (!!!)… на добычу этого гравия. С таким юридическая практика ещё не сталкивалась.

Сам депутат Красноштанов активно критиковал следствие и говорил в прессе о том, что наезды на него следственного комитета связаны с его политической деятельностью и местью ушедшего с поста губернатора Сергея Ерощенко, который имеет тесные финансовые взаимоотношения с руководителем СУ СКР по Иркутской области Андреем Буневым. Кстати,  жены Бунева и Ерощенко имеют совместный медицинский бизнес.

Затем, после начала расследования подчиненными Андрея Бунева уголовного дела в СМИ (на сайте газеты «Комсомольская правда») неожиданно появились записи телефонных переговоров между Алексеем Красноштановым и его работниками. Среди этих разговоров был и разговор между Алексеем Красноштановым и тогда ещё мэром Сергеем Копыловым. В записи было слышно то, что мэр неутвердительно отвечает согласием на добычу гравия. Затем было выяснено, что Сергей Копылов во время этого телефонного разговора находился на похоронах и отвечал вообще не в попад то, о чем даже не имел представления. Сам по себе факт разглашения данных предварительного следствия в виде «прослушек» телефонных разговоров уже имеет состав преступления. Но подчиненные Андрея Бунева, проведшие проверку по данному факту, не усмотрели в этом состава преступления.

Кроме того,  уже в суде выяснилось то, что Копылов вообще не имел никакого отношения к добыче гравия и дело по нему развалилось и в приговоре признано необоснованным, то есть фактически он был признан невиновным в этом деле. Но суд так и не оправдал его.

Сам Алексей Красноштанов был избран депутатом Государственной Думы и стал недосягаем для следствия в силу полученного депутатского иммунитета.

Но поскольку за Копылова уже взялись крепко, то отпустить его за непричастностью было нельзя. Как потом объяснить населению незаконные репрессии следственного комитета, к тому же явно отдающие политическим заказом против Красноштанова.

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОВЛЕКШЕГО ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

 

Пока строилась нужная для всего региона дорога на Байкал, следователи неустанно «рыли землю» в поисках любых зацепок на Сергея Копылова. И вот таковые были найдены – 28 апреля 2016г. было возбуждено уголовное дело о незаконном предоставлении земельных участков на 108 км Баяндай-Еланцы- Хужир. Как посчитало обвинение, с которым потом частично согласился суд, Копылов, являясь мэром Ольхонского районного муниципального образования желая оказать содействие фактическому руководителю ООО «СПМК-7» Красноштанову А.Н. и уменьшить расходы ООО «СПМК-7», в период с 21 февраля 2013 года по 20 января  2014 года  незаконно вынес и подписал постановления «Об утверждении акта обследования и выбора земельного участка» и последующем предоставлении его, площадью 2004 кв.м. (20 соток), половина которого налагалась на земли национального парка в  местности Кутул – предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства. Участок был предоставлены некоему гр.  Ерохину, который как раз и являлся руководителем ООО «СПМК-7». Аналогично и незаконно, как решил суд другой участок был предоставлен ООО «СПМК -7».

В результате указанных, неслыханных по дерзости действий Копылова, по мнению стороны обвинения и судьи Шистеева, ООО «СПМК-7» особо дерзко использовало земельный участок, находящийся на особо охраняемой природной территории, путем размещения на нем асфальтобетонного завода, размещением на его территории грунта, что сопровождалось уничтожением травянистого покрова и подстилки, а также почвенных беспозвоночных в период времени с 04 апреля 2013 года по 28 апреля 2016 года.

Особую дерзость прибавляло и то, что дорога несмотря ни на что, все таки была построена. Счастливые люди, наконец то, смогли без пыли и в короткий срок добраться до Малого моря. Прибавляло дерзости мэру и то, что дорога строилась по указанию самого президента страны Владимира Путина, о чем он неоднократно говорил на прямых линиях.

Но суд совершенно не заинтересовали эти аргументы.

Сам Сергей Копылов свою вину, как на следствии, так и в суде совершенно обоснованно отрицал, поскольку все его действия носили исключительно законный характер и были предусмотрены действующим законодательством. Он, как мэр имел право распоряжаться любым земельным участком сельскохозяйственного назначения, а значит, имел право  предоставить Ерохину вмененные в вину земельные участки. Больше того, он как мэр не имел права отказать обратившемуся гражданину с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения индивидуального подсобного хозяйства. И как мэр он не имел никакого права выяснять истинную цель использования таковых участков.

 

СУД И БОРЬБА ЗА ПРАВА БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

Вся судебно-прокурорская махина правосудия в деле Копылова упорно давила в судебном заседании любые ростки правды и здравого смысла. Как во времена святой инквизиции в Эхирит-Булагатском районном суде Иркутской области казнили не самого Копылова, а все население Ольхонского района. Приговор выносился всем тем, кто пользуется своей землей.

Копылову вменялось нарушение границ национального парка. Но читатель даже представить себе не сможет того, что этих границ нигде не существовало годами и десятилетиями.

Допрошенный в судебном заседании представитель потерпевшего ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Елисеев Д.В. например сообщил, что землеустроительное дело ФГУП ФКЦ «Земля» является недействительным, и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» этим делом не пользуется. При таких обстоятельствах землеустроительное дело ФГУП ФКЦ «Земля» не может устанавливать границы земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав Прибайкальского национального парка. Такой вывод подтверждается и рядом судебных решений, исследованных в ходе прошедшего процесса. То есть, на настоящий момент земли сельскохозяйственного назначения, включенные в состав Прибайкальского национального парка, не индивидуализированы.

Соответственно, невозможно говорить о том, что земельный участок, который вменен Копылову изъят из оборота и является особо охраняемой природной территорией.

Даже  позиция самой прокуратуры Иркутской области была ранее высказана письмом  от 24 марта 2010 года №7-283-10 полностью подтверждает позицию осужденного. В данном письме указывалось на то, что 112 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель нельзя признать переданными Прибайкальскому национальному парку в пользование, так как они лишь включены в границы парка, а потому эти земли не могут быть признаны федеральной собственность. Эти земли  имеют статус земель, государственная собственность на которые не разграничена, и этими землями вправе распоряжаться органы местного самоуправления.

То есть и суды и прокуратура всегда считали что мэр вправе распоряжаться этими сельхозземлями в Ольхонском районе… но так они считали до того как привлекли Копылова  к уголовной ответственности.

В суде адвокаты принесли кучу документов о том, что вменяемый Копылову С.Н. земельный участок расположен на месте ранее существовавшего населенного пункта Кутул. Сам Копылов назвал и перечислил суду десятки документов, подтверждающих этот факт. И это было установлено самим следователем ответом на его запрос из  ФСГРКК по Иркутской области от 18 ноября 2016 года на запрос органов следствия со сведениями о том, что на ряде карт, имеющихся в распоряжении данного учреждения, отражен населенный пункт Кутул, а земельные участки по своим координатам границ расположены в пределах 70 метров от точки центра существовавшего населенного пункта Кутул.

Суд в приговоре не стал вдаваться в килограммы разных документов и писем, полностью оправдывающих действия мэра Сергея Копылова. Суд на 43 листе приговора написал просто: «Наличие или отсутствие в государственном недвижимости сведений о границах национального парка, как о зоне с особыми условиями использования территорий, не свидетельствует о том, что данные границы не установлены».

С такой железной логикой Феликса Шистеева спорить бессмысленно, поскольку таковой логики нет вообще. То есть отсутствие границ не означает их отсутствия в принципе, а они могут быть где то в проекте.

То есть мэр получил три года за нарушение проектных границ.

 

Верхом мракобесия и полнейшего непонимания происходящего называют данный приговор не только простые жители, избравшие себе мэра, но и десятки юристов, которые прочитали сие произведение судьи Феликса Шистеева.

 

 

Дмитрий Дмитриев

 

 

 

Поделиться: