ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Совета судей Российской Федерации №667 О выполнении пункта xii Межведомственного плана мероприятий по реализации
рекомендаций ГРЕКО по итогам четвертого раунда оценки (о возвращении в Кодекс судейской этики исключенных из него положений)

              Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, председателя Ростовского областного суда Золотаревой Е.А., Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает следующее. С 16 по 18 октября 2017 г. в г. Страсбурге состоялось 77-е пленарное заседание Группы государств против коррупции (ГРЕКО), на котором рассмотрен и утверждён доклад в отношении России в рамках четвертого раунда оценки по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров». В частности, ГРЕКО внесена Рекомендация xii (далее – рекомендация) которой определено возвратить в Кодекс судейской этики исключенные из него положения, связанные с беспристрастностью и независимостью судей, касающихся близких родственников, заинтересованных в разбирательстве, действий, которые могли бы привести к конфликту интересов, личных отношений со сторонами процесса. Данная рекомендация включена в План по реализации рекомендаций ГРЕКО по итогам четвёртого раунда оценки, утверждённый приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.2018 № 316 по решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 21.02.2018 № 63). Ответственными исполнителями определены Совет судей Российской Федерации, заинтересованные государственные органы, которым поручено проработать предложения о дополнении Кодекса судейской этики положениями о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и внести их на рассмотрение X Всероссийского съезда судей. Срок исполнения рекомендации – декабрь 2018 года.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 июля 2018 г. № 651 для проработки вопроса и подготовки предложений по выполнению пункта xii Межведомственного плана образована рабочая группа в составе: Золотаревой Е.А. – председателя комиссии Совета судей по этике, председателя Ростовского областного суда; Соседова Е.А. – председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, председателя Тамбовского областного суда; Волосатых Р.Е. – советника председателя Совета судей Российской Федерации, первого заместителя председателя Саратовского областного суда в отставке. В ходе проработки вопроса в рабочей группе с обсуждением его в комиссии Совета судей Российской Федерации по этике члены рабочей группы пришли к общему мнению об отсутствии необходимости возвращения в статью 9 Кодекса судейской этики пунктов 3, 4 и 5, исключенных постановлением IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года № 2. Всеми членами рабочей группы подчеркнуто, что исключенные IX Всероссийским съездом судей из Кодекса судейской этики положения являются процессуальными нормами, относятся к процедуре формирования независимого и беспристрастного состава суда для рассмотрения конкретного дела; в них названы частные случаи, исключающие участие судьи в разрешении конкретного судебного дела. Кодекс судейской этики как корпоративный акт судейского сообщества не может регулировать процессуальные отношения, поскольку согласно ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Совета судей Российской Федерации №667 О выполнении пункта xii Межведомственного плана мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО по итогам четвертого раунда оценки (о возвращении в Кодекс судейской этики исключенных из него положений) пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это конституционное положение закрепляют и развивают отраслевые процессуальные кодексы (часть 1 статьи 1 УПК РФ, часть 1 статьи 1 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 3 АПК РФ, часть 1 статьи 2 КАС РФ), исключающие возможность установления порядка судопроизводства актами корпоративного характера. Во всех процессуальных кодексах содержатся положения, согласно которым состав суда для рассмотрения конкретного судебного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы (часть 1 статьи 30 УПК РФ, часть 3 статьи 14 ГПК РФ, часть 1 статьи 18 АПК РФ, часть 1 статьи 30 КАС РФ).
При этом с 1 января 2019 года формирование состава суда с использованием автоматизированной информационной системы должно стать общим правилом. Одним из главных инструментов, обеспечивающих рассмотрение конкретного дела беспристрастным и объективным судом, является установленный процессуальным законодательством институт отводов и самоотводов. Во всех процессуальных кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена универсальная норма, исключающая участие судьи в рассмотрении дела, если он прямо или косвенно заинтересован в его исходе, либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности (часть 2 статьи 61 УПК РФ, пункт 3 части 1 статьи 16 ГПК РФ, пункт 5 части 1 статьи 21 АПК РФ, пункт 4 части 1 статьи 31 КАС РФ, пункт 2 части 1 статьи 29.2 КоАП РФ). Эксперты ГРЕКО, оценившие в § 195 Оценочного доклада установленные российским процессуальным законодательством правила  об отводе как достаточно подробные, не видят противоречия в том, чтобы соответствующие положения содержались как в процессуальном законодательстве, так и в Кодексе судейской этики. Соответствующая рекомендация мотивирована тем, что исключенные из Кодекса судейской этики положения касались базовых принципов, которым должны следовать судьи при исполнении своих обязанностей. Между тем, в действующей редакции Кодекса судейской этики закреплены и сохраняются базовые принципы, о которых указано в Оценочном докладе ГРЕКО, в том числе сформулированы достаточно детальные правила поведения судьи, направленные на предупреждение возникновения конфликта интересов и его урегулирование. Правила поведения судьи, закрепляемые в пункте 3 статьи 5, пункте 5 статьи 6, пункте 4 статьи 8 Кодекса судейской этики, требуют от судьи на протяжении всего срока пребывания в должности не осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов; не совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи; обязывают судью проинформировать лиц, участвующих в деле, о наличии обстоятельств, могущих поставить его в ситуацию конфликта интересов.

В исключенном из Кодекса судейской этики пункте 4 статьи 9 перечислялись лишь частные ситуации, ставящие под сомнение беспристрастность судьи, при которых судья должен отказаться от рассмотрения дела. Эти положения прямо дублировали отдельные нормы процессуального законодательства, не называя форму отказа судьи от рассмотрения дела. Действующий пункт 2 статьи 5 Кодекса судейской этики не допускает уклонения и отказа судьи от исполнения своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, требующих заявления самоотвода, и, тем самым, охватывает все без исключения ситуации, рассматриваемые процессуальным законодательством в качестве оснований, исключающих участие судьи в рассмотрении дела. Как любой этический профессиональный кодекс, Кодекс судейской этики, принятый VIII Всероссийским съездом судей, в его действующей редакции закрепляет принципы и правила поведения судьи в самом общем виде, что само по себе закономерно. Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что внесение любых изменений, дополнений в Кодекс судейской этики должно быть обосновано вескими причинами и преследовать цель действительного, а не видимого его совершенствования.
Предлагаемые изменения должны обеспечивать реальное повышение эффективности мер предупреждения коррупции среди судей, то есть достигать целей, обозначенных в Оценочном докладе ГРЕКО. Возвращение в Кодекс судейской этики положений, ранее содержавшихся в пункте 4 статьи 9, само по себе такой цели не достигает. Гораздо больший эффект в рассматриваемом направлении может быть достигнут усилением практической работы органов судейского сообщества по привлечению внимания членов сообщества к проблемным этическим вопросам, возникающим в профессиональной деятельности. Такими мерами, в частности, могли бы стать: более тесное взаимодействие рабочих органов Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации со средствами массовой информации, в том числе с использованием сети Интернет в освещении проблем, связанных с конфликтом интересов при осуществлении судьями своих профессиональных обязанностей; обязательный ежегодный мониторинг неоднозначных с точки зрения наличия конфликта интересов ситуаций, поступивших на рассмотрение комиссий по этике советов судей субъектов Российской Федерации, с направлением результатов мониторинга в Совет судей Российской Федерации для обобщения; регулярное проведение практических семинаров для судей (в обязательном порядке для судей, назначенных впервые) по вопросам должного поведения судьи, в том числе направленного на предотвращение и урегулирование конфликта интересов; разработка практических руководств по реализации положений Кодекса судейской этики с целью разграничения ситуаций реального конфликта интересов и ситуаций с внешними признаками такого конфликта, не влияющими на беспристрастность суда. Поэтому вопрос о путях реализации пункта xii Межведомственного плана требует дальнейшей проработки и обсуждения на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации.
На основании изложенного Президиум Совета судей Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, председателя Ростовского областного суда Золотаревой Е.А. принять к сведению.
2. Предложения о дополнении Кодекса судейской этики положениями о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в связи с достаточным регулированием данного вопроса в процессуальном законодательстве и в существующих положениях Кодекса признать нецелесообразными.
3. Вопрос о путях реализации пункта xii Межведомственного плана о дополнении Кодекса судейской этики положениями о предотвращении и урегулировании конфликта интересов при отправлении судьями правосудия внести его на рассмотрение очередного пленарного заседания Совета судей Российской Федерации.

Председатель Совета В.В. Момотов

Поделиться: